Модельное законодательство

Модельное законодательство
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ

Общие положения
(по материалам работ Шестаковой Е.В.)
Модельный закон (model law) – рекомендательный закон, принимаемый законодательным инструментом федеративного государства, государственного объединения или международными организациями в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединений.

Признаками модельных актов является то, что они:
— носят рекомендательный характер;
— выполняют нормативно-консолидирующую роль в законодательстве;
— существует возможность законодательными органами самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в законотворческой деятельности;
— разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом;
— служит правовым стандартом.

В более узком смысле можно выделить два уровня применения норм модельного законодательства: внутри отдельного государства и межгосударственный уровень.

Нами рассматривается модельное законодательство Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества независимых государств (МПА СНГ).

Актуальность рассмотрения модельного законодательства МПА СНГ обусловлена необходимостью приведения национального законодательства стран Содружества независимых государств в единое правовое поле, в соответствие с международными нормами, обеспечения интеграционных процессов в СНГ, сближения законодательства государств — участников и повышения согласованности в законодательной деятельности парламентов, а также теоретического осмысления проблем реализации норм модельного законодательства.

Начало было положено 15 сентября 1992 г. на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ, когда были одобрены «Основные направления сближения национальных законодательств», намечены обмен правовой информацией, подготовка и принятие модельных законодательных актов, научное обсуждение, а также способы преодоления правовых различий. В 1994 г. были уточнены программы принятия модельных актов. Некоторые документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества. Однако сегодня большинство «Модельных документов» частично или даже полностью не выполняется.
Реализации модельных законов также мешает дублирование модельных актов и схожих тематических соглашений в рамках СНГ, а также наличие аналогичных норм в национальном законодательстве.

Модельный закон «О культуре»
(полное описание)

В начале ноября 2004 года на заседании постоянной комиссии МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту был утвержден проект модельного закона для стран СНГ «О культуре» (далее – МЗК), который был принят в г. Санкт-Петербурге на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 24-6 от 04 декабря 2004 года).

Текст закона состоит из 8 глав и 41 статьи. Основная глава закона посвящена государственным гарантиям прав и свобод человека и гражданина в области культуры.

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Но основным национальным российским нормативным актом, имеющим схожие с МЗК положения, являются «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1, в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (далее – ОЗК). ОЗК состоят 10 разделов и 62 статей.

Порядок разделов и статей МЗК отличается от ОЗК, но, в целом, можно говорить о том, что оба документа имеют схожее содержание и схожие положения. Более того, исходя из даты принятия ОЗК (1992 год), имеющихся изменений и редакций, можно сделать вывод, что МЗК готовился на основе уже имеющихся ОЗК с изменением последовательности изложения и с учетом специфики применения в различных государствах, т.е. универсальности. Также, следует отметить, что МЗК переработан с учетом имеющегося опыта использования и изменения ОЗК, а также является более современным и универсальным.

Проведем сравнительный анализ МЗК и ОЗК:

1. В преамбуле МЗК описывается область применения закона, основываясь на конституционных правах человека. ОЗК прямо указывает на руководство положениями Конституции РФ (ст.ст. 44, 72) и более подробно определяют основные принципы и цели данного нормативного акта.

2. Глава 1 МЗК также как и Раздел I ОЗК содержат общие положения.
Задачи законодательства о культуре (ст. 1) в ОЗК более конкретизированы и направлены на защиту конституционных прав граждан РФ, тогда как в МЗК делается акцент на международный аспект защиты интересов всех стран СНГ. В остальном задачи одинаковы.
В основе законодательства (ст. 2) о культуре лежит Конституция (в обеих законах) , гражданское законодательство (МЗК) и федеральное законодательство (ОЗК), что соответствует целям данных законов.
Основные понятия (ст. 3) во многом повторяются в МЗК и ОЗК, но все же в МЗК содержится больше основных понятий, что немаловажно для основополагающего отраслевого нормативного акта и они имеют более современную трактовку.
Область применения закона (ст. 4) в ОЗК более обширна, что говорит о конкретизации ее в национальном законодательстве (добавлены наука, производство, средства массовой информации), но в целом, МЗК повторяет ОЗК, хотя в МЗК имеется ссылка на интеллектуальную собственность (ч. 2 ст. 4 МЗК).
Статья 5 МЗК о равном достоинстве культур народов и этнических общностей полностью соответствует ст. 6 ОЗК.

3. Положения главы 2 МЗК о государственных гарантиях прав и свобод человека и гражданина в области культуры полностью раскрываются в разделе II, III и VII ОЗК. В частности основные положения главы практически полностью повторяются в разделе II ОЗК, ст. 15 МЗК раскрыта в разделе III ОЗК, а ч. 2 ст. 6 МЗК – в разделе VI ОЗК. Хотя надо отдать должное, что права органов гос. власти в МЗК изложены в более современном аспекте (ч. 2 ст. 6 МЗК), чем в разделе VI ОЗК, в котором произведено наибольшее количество изменений за всю историю существования ОЗК.

4. Глава 3 МЗК об обязанностях государства в области культуры считалась самой прогрессивной на момент принятия, т.к. в ней содержались действия государства по антимонопольному регулированию (ст. 17 МЗК) в области культуры и статистическому учету (с. 19 МЗК). Тем не менее, положения раздела VI ОЗК более подробно рассматривают обязанности государства применительно к РФ и также содержат нормы по преодолению монополии в области культуры (ст. 32 ОЗК) и ведению статистики (ст. 36 ОЗК).

5. Глава 4 МЗК обобщает культурное наследие народов в 4-х статьях. Положения этой главы содержатся в разделе IV, VI и X ОЗК, а также в уголовном (ст.ст. 164, 243 УК РФ) и административном (ст.ст. 7.13 – 7.16, 7.33 КоАП РФ) законодательстве РФ, а также в федеральном (Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры», указы Президента РФ и пр.) и региональном законодательстве субъектов федерации в области государственной охраны культурного наследия.
Необходимо отметить, что данная глава МЗК довольно емко и всецело рассматривает данный вопрос, когда как в российском законодательстве имеется ряд разрозненных правовых норм, хотя и более конкретных, но не обобщенных в едином нормативном акте.

6. Глава 5 МЗК говорит о творческих работниках и содержит идентичные разделу V ОЗК положения.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ исключена часть 4 ст. 28 ОЗК относительно социальной защиты и льгот объединениям творческих работников, хотя подобные положения содержатся в ч. 4 ст. 35 МЗК. Данное исключение было сделано из-за разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с реформой системы социальной защиты граждан.

7. В главе 6 МЗК «Организации культуры» говорится о создании, деятельности (в том числе коммерческой) и взаимоотношениях различных организаций.
Данная глава меньше всего раскрыта в ОЗК. Ее положения частично имеются в разделах III и VIII ОЗК, но данные вопросы рассматриваются гражданско-правовым законодательством РФ (гл. 4, пар. 5 гл. 4 ГК РФ, принятое на этой основе законодательство).
При работе с МЗК, на положения главы 6 МЗК следует обратить особое внимание, т.к. в них содержатся обобщенные нормы, которые отсутствуют в подобном виде в данной отрасли права.

8. Глава 7 МЗК раскрывает понятия управления и экономического регулирования в области культуры. Данная глава соответствует разделу VII и VIII ОЗК.
Здесь имеются также большие расхождения, в частности, эти разделы ОЗК претерпели значительные изменения, многие статьи утратили силу (ст.ст. 42, 43, 45, 48, 49, 50, 54 ОЗК).
Следует переработать положения данных разделов, в связи с изменившимся административным (раздел VII ОЗК) и экономическим (раздел VIII ОЗК) положением в стране за 12 лет с учетом положений МЗК и федерального законодательства.

9. Последняя 8-я глава МЗК описывает международное сотрудничество в области культуры и соответствует разделу IX ОЗК практически полностью.

10. Статья 41 МЗК также как и раздел X ОЗК говорит об ответственности за нарушение закона о культуре. Положения идентичны.

Вывод.
Отвечая на вопрос о применении модельного закона «О культуре», принятого МПА СНГ, в федеральном законодательстве РФ, можно сказать, что необходимость его использования ввиду наличия действующих Основ законодательства о культуре практически отсутствует.
Тем не менее, из-за более современной трактовки в модельном законе, его обобщенности, возможно рассмотреть вопрос о внесении изменений в Основы законодательства о культуре, в частности дополнить основные понятия, изложить задачи государства и сферу данного законодательства с учетом новых тенденций в культуре граждан и народов РФ.
Также возможно рассмотреть принятие нового Федерального Закона «О культуре», с прекращением действия Основ законодательства, но в целом это будет лишь новая редакция тех же Основ в свете модельного закона.

Модельный закон «О языках»
(краткие ссылки)

Закон принят на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 24-6 от 4 декабря 2004 года). Источник: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2005. N 35 (часть 1). С. 236 — 238.

Состоит из 9 статей о языках: терминология, принципы законодательства, права граждан, виды языков и права иностранцев.

Все его положения раскрыты в российском законодательстве с учетом федеративной специфики государства. Основные его положения содержатся в Конституции РФ, а также в специальных нормативных актах о государственном и национальных языках. Отдельные положения содержатся в отраслевом законодательстве, в основном относительно языка судопроизводства (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), обучения, средств массовой информации.

Основные законы РФ:

1. Конституция РФ.
Ч. 2 ст. 19 — Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Ч. 2 ст. 26 — Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Ч. 2 ст. 29 — Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статья 68
Ч. 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Ч. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Ч. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

2. Федеральный Закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.05.2005).
Имеет 7 статей и направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории РФ, сферу его использования, обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком РФ, защиту и развитие языковой культуры, ответственность за нарушения законодательства.

3. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О языках народов Российской Федерации»
Имеет 7 глав и 28 статей и направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации его положений.

Protected by Copyscape Duplicate Content Detection Software

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: 2