Форум

Полная версия: Туристическая индустрия: понятие и история развития
Вы просматриваете упрощенную версию. Смотреть полную версию с соответствующим форматированием.
Индустрия туризма - многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Является одной из самых значительных отраслей экономики в мире, а для некоторых развивающихся стран - основной экономической отраслью (Кипр, Малайзия, Таиланд и др.).
Однако, дефинирование индустрии туризма как комплекса предприятий производственной и не производственной сферы, предоставляющие туристские услуги и производящие товары туристского спроса, является следствием отраслевого подхода. Типичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в узком смысле):
- предприятия размещения (курорты, гостиницы, отели, пансионы, кемпинги и т. п.),
- транспортные предприятия,
- туристские фирмы (туроператоры, туристские агентства, экскурсионные бюро и бюро гидов),
- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства),
- ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения).
Нетипичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в широком смысле): в сфере производства - предприятия производящие сувениры спорттовары, товары для отдыха, одежду для отдыха и туризма, литературу по туризму, фототовары; в сфере обслуживания - предприятия, осуществляющие организацию развлечений, конгрессов и ярмарок, общественное питание, услуги бани и сауны, культурно-просветительскую деятельность, тренерские услуги, медицинские услуги, кредитные услуги, страховые услуги, выдача виз.

Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена.

Этап профессиональных путешествий и элитного туризма

С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.

В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях - на свои виллы, к морю, в горы.

На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.

В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор - огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии,Австрии, Греции, Италии.

Этап массового туризма

Этот этап характеризуют: зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).

Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие - разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта - появлениепарохода, паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.

Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале XIX века, во второй половине века - создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю.

В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.
После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался новый этап. С 50-60-х годов XX века началось активное развитие туристических фирм, массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х годов, наметился рост и выездного туризма.
С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм.

Туризм в СССР

В СССР развивалась сеть профсоюзных лечебно-профилактических и курортных учреждений, детский сезонный и спортивный туризм. Выездной туризм за пределы СССР был обставлен многочисленными препонами и доступен только узкой группе лиц. Путешествия за границу семьями не допускались.[2] Наряду с этим СССР по размаху туристического движения занимал одно из первых мест в мире.
Ссылка