Форум

Полная версия: Требования к предприятиям общественного питания в г. Москве (часть 2 - налоги, СанПины, правила ОУ, строительство)
Вы просматриваете упрощенную версию. Смотреть полную версию с соответствующим форматированием.
Продолжение темы "Требования к предприятиям общественного питания в г. Москве"

Обратите внимание!
Если в целях налогообложения прибыли организация использует метод начисления, то затраты на сертификацию в налоговом учете необходимо относить на расходы равными частями в течение действия всего срока сертификата. Такое правило вытекает из пункта 1 статьи 272 НК РФ.
Однако по этому поводу есть и совершено противоположная точка зрения. Некоторые специалисты считают, что расходы на сертификацию организация может не распределять по отчетным периодам, а списать их единовременно. И ссылаются они при этом на все ту же статью 272 НК РФ. А именно, на подпункт 3 пункта 7, где сказано, что для расходов в виде средств, потраченных на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы, принимаются к налоговому учету на дату:
- расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Федеральным законом от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» абзац второй пункта 1 статьи 272 дополнен предложением следующего содержания:
«В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».
Теперь налогоплательщик обязан при разработке учетной политики для налогового учета предусмотреть технологию распределения расходов по сделкам, в которых расходы напрямую не определяются, исходя из условий договора. Это может быть и единовременное списание расходов.
В случае сертификации мы имеем договор между организацией и сертифицирующим органом, согласно которому последний выполняет некий перечень работ (статья 20 и статья 25 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании»). Следовательно, когда эти работы будут завершены, и налогоплательщик получит документы, подтверждающие его расходы, сделка будет закончена, и организация имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на эти расходы.
Заметьте: как правило, налоговые органы придерживаются того мнения, что расходы на сертификацию нужно списывать равными частями в течение действия всего срока сертификата. Поэтому если организация до 1 января 2006 года списывала данные расходы единовременно, то, возможно, что свою правоту ей придется отстаивать в суде.
Теперь, что касается кассового метода. Если организация использует данный метод, то расходы на сертификацию можно учесть в составе расходов единовременно после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.
И еще на один момент хотелось бы обратить внимание.
Услуги по сертификации подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, в связи с этим орган по сертификации выдает заявителю счет-фактуру на стоимость своих услуг, увеличенных на сумму налога.
У бухгалтера, естественно, возникает вопрос можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости сертификата на расходы?
НДС, уплаченный за проведение работ по сертификации, налогоплательщик имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.
Поэтому, если организация оплатила работы, а орган по сертификации оказал ей данные услуги, то НДС организация, осуществившая сертификацию, может возместить из бюджета в полном объеме сразу.
Покажем на примере.
Пример.
Организация общественного питания ООО «Богатырь» подала заявку на получение сертификата соответствия. Согласно договору с органом по сертификации, стоимость работ составила 23 600 рублей (в том числе НДС 18% 3600 рублей).
После процедуры сертификации ООО «Богатырь» получило сертификат сроком на 3 года.
Учетной политикой организации предусмотрено, что ООО «Богатырь» определяет доходы и расходы методом начисления. При этом и в бухгалтерском и в налоговом учете организация решила расходы на сертификацию списывать равномерно.
В бухгалтерском учете организации бухгалтер данные хозяйственные операции отразил следующим образом:
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
97 76 20 000 Получен сертификат соответствия
19 76 3600 Учтен НДС по услугам сертификации
76 51 23 600 Оплачены услуги сертифицирующего органа
68-1 19 3 600 НДС по услугам сертификации принят к вычету
Затем бухгалтер в течение 3 лет будет ежемесячно в учете делать проводку:
26 97 555,55 Списана на затраты часть стоимости сертификата
В налоговом учете организации бухгалтер будет ежемесячно включать в расходы также по 555,55 рублей.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
В связи с тем, что продукция общественного питания напрямую связана со здоровьем и жизнедеятельностью человека, то соответственно изготовляемые предприятиями общественного питания пищевые продукты должны соответствовать установленным санитарным правилам.
Такие правила установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, а именно:
- СанПиН 2.3.2. 1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 6 ноября 2001 года;
- СанПиН 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденными Главным государственным санитарным врачом России от 6 ноября 2001 года.
На необходимость санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции прямо указывается в Приказе Минздрава РФ от 15 августа 2001 года №325 «О санитарно - эпидемиологической экспертизе продукции».
Нужно отметить, что санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественного питания, но и к ее персоналу.
Так работники общественного питания в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить специальное медицинское обследование. Таково требование статьи 213 Трудового Кодекса Российской Федерации. Кроме того, аналогичное требование закреплено в статье 34 Закона №52-ФЗ .
Результаты медицинского осмотра и гигиенической аттестации сотрудников предприятия общественного питания вносятся в личные медицинские книжки работников.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Приказе Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» утвердила форму личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Установлено, что личные медицинские книжки работникам выдаются центрами гигиены и эпидемиологии.
Обратите внимание, что УМНС по городу Москве в письме от 7 октября 2004 года №28-11/64374 указало, что расходы в виде не предусмотренных Трудовым кодексом РФ компенсаций работникам за оформление медицинских книжек, приобретаемых потенциальными работниками за свой счет, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.
В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации. Для сферы общественного питания такие правила утверждены Постановлением №1036.
Согласно данным Правилам все организации общественного питания, независимо от организационно-правовой формы обязаны соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технических и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды.
ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200)
5. Общие требования к услугам общественного питания
5.1. Услуги общественного питания предприятий различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
5.2. Услуги общественного питания, обеспечивающие удовлетворение потребностей и гармонизацию интересов потребителей и предприятий (предпринимателей), предоставляющих эти услуги, должны отвечать требованиям:
- соответствия целевому назначению;
- точности и своевременности предоставления;
- безопасности и экологичности;
- эргономичности и комфортности;
- эстетичности;
- культуры обслуживания;
- социальной адресности;
- информативности.
5.2.1. Услуги общественного питания предприятий различных типов и классов, а также граждан - предпринимателей должны соответствовать требованиям безопасности и экологичности, целевому назначению и предоставляться потребителям в условиях, отвечающих требованиям действующих нормативных документов.
5.2.2. В процессе обслуживания потребителей должно соблюдаться требование комплексности услуг в соответствии с типом предприятия.
5.2.3. При оказании услуг должно быть учтено требование эргономичности, которое характеризует соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления. Соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания и способствует сохранению здоровья и работоспособности потребителя.
5.2.4. Предоставляемая услуга должна отвечать требованиям эстетичности. Эстетичность характеризуется гармоничностью архитектурно - планировочного и колористического решения помещений предприятия, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслуживающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции.
5.2.5. Услуга должна иметь социальную адресность, то есть соответствовать требованиям определенного контингента потребителей в соответствии с типом предприятия.
5.2.6. Услуги общественного питания должны быть информативны. Требование информативности предполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителя о предоставляемой услуге.
Своевременная и достоверная информация о пищевой и энергетической ценности кулинарной продукции позволяет потребителю правильно, с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья, выбрать необходимое блюдо и кулинарное изделие.
Требование информативности предполагает использование разнообразных видов рекламы.
5.2.7. Услуги по организации и обслуживанию торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий на предприятиях всех типов должны предоставляться высококвалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенной комфортности и материально - технического оснащения.
МГСН 4.14-98 (ТСН 31-320-2000)
Правительство Москвы

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Правительство Москвы Московские городские строительные нормы МГСН 4.14-98
Разработаны впервые
Предприятия общественного питания
Внесены Москомархитектурой Утверждены Правительством Москвы постановлением от 04.08.98 № 612 Срок: Введены в действие с 1998 г.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Общая часть

3.1. Предприятия питания состоят из двух функциональных групп помещений: а) предназначенных для обслуживания посетителей (раздел 4); б) предназначенных для изготовления кулинарной продукции (раздел 5). В соответствии с этим величина предприятия характеризуется вместимостью (количеством мест в обеденном зале) и производительностью (количеством выпускаемых блюд в смену). Вместимость и производительность предприятий определяются заданием на проектирование или проектом. В задании, при необходимости, дополнительно указывается количество мест для сезонного расширения, а также количество блюд для отпуска на дом или обеспечения продукцией раздаточных и доготовочных предприятий.

3.2. Оптимальные величины количества мест в зале общедоступных предприятий питания указаны в табл. 1.
Таблица 1

Типы предприятий питания Количество мест в зале

1 2
Ресторан 50-200
Бар:
- винный, молочный, гриль и пр. 25-50
- пивной 25-100
Кафе:
- общего типа 50-200
- специализированное (молодежное, детское, кондитерская, мороженое, молочное и пр.) 25-100
Столовая:
- общедоступная 50-200
- диетическая 50-100
- раздаточная 25-50
Закусочная:
- общего типа 25-50
- специализированная (шашлычная, котлетная. сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая, пончиковая, чебуречная, чайная и пр.) 25-50
Кафетерий 8-50
Магазин кулинарии (без производства) 40-180 кв. м. торговой площади
Примечания:
1. Количество мест в ресторане, размещаемом выше 16-го этажа, не должно превышать 100 мест (в соответствии с МГСН 4.04-94).
2. Вместимость предприятий-автоматов (в том числе залов, зон) устанавливается заданием на проектирование или проектом.
3. Допускаются иные вместимости зала, устанавливаемые заказчиком (инвестором).
Количество залов в предприятии, а также сочетание типов залов в комплексном предприятии питания устанавливается заданием или проектом.
* 3. 3. Состав помещений предприятий питания следует принимать в зависимости от типа предприятия, формы обслуживания, а также, в зависимости от установленной классности предприятия, определяемой дополнительным набором услуг и качеством обслуживания. Приложение 2.
* 3.4. На предприятиях, в организациях и учреждениях для работающих (сотрудников) следует предусматривать предприятия или помещения питания в соответствии с ведомственными требованиями. Учреждения обслуживания населения с длительным нахождением посетителей за контролем (библиотеки, театры и т.д.) должны, как правило, иметь помещения для организации питания.
* 3.5. При отсутствии ведомственных требований и нормативов тип и вместимость предприятий указанных в п. 3.4., следует принимать по рекомендуемому Приложению 3, табл. 1 и 2.
* 3.6. При проектировании помещений обеденных залов и производственных помещений предприятий питания, указанных в п. 3.4, следует учитывать требования настоящего нормативного документа.
* 3.7. При проектировании зданий предприятий питания должны быть предусмотрены необходимые надежность, прочность и долговечность обеспечивающие безопасность функционирования зданий и сохранение здоровья его посетителей в пределах нормативного срока эксплуатации.
В проектах крупных предприятий общественного питания следует предусматривать комплексы систем активной защиты здания (автоматическая охранная сигнализация; системы видеонаблюдения и контроля доступа; автоматическая пожарная сигнализация; автоматические установки пожаротушения; системы оповещения, сбора и обработки данных; управления инженерными системами здания и др.) и пассивной защиты здания (защиты здания от прогрессирующего обрушения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, укрепленность против проникновения и др.).
Требования к размещению
3.9. Размещение общедоступных предприятий питания, их вместимость и тип следует предусматривать, руководствуясь перспективными схемами развития генеральных планов районов с учетом как нового строительства, так и реконструкции действующих предприятий с возможным изменением их специализации, исходя из инвестиционных предпочтений заказчиков.
3.10. Предприятия питания городского значения (рестораны, бары, кафе, как правило, большой вместимости) целесообразно размещать в общественных и торговых центрах, на магистралях и площадях, вблизи остановок городского транспорта, станций метрополитена, вокзалов и аналогичных местах оживленного движения населения, а также на рекреационных территориях.
3.11. Предприятия питания повседневного обслуживания вместимостью, как правило, от 25 до 75 мест (кафе и закусочные специализированные, бары, магазины кулинарии, столовые общедоступные, диетические и раздаточные - в том числе для пенсионеров, инвалидов и благотворительные), а также домовые кухни следует ориентировать на приближенное обслуживание и размещать на территории жилых (муниципальных) районов с учетом обслуживания работников предприятий и учреждений, размещаемых на этих территориях.
3.12. Помещения для продажи кулинарных полуфабрикатов и изделий (магазин кулинарии) следует предусматривать, как правило, в составе ресторанов и столовых, допускается эти помещения размещать в зданиях иного назначения.
* 3.13. Общедоступные предприятия питания допускается встраивать или пристраивать к жилым, общественным или производственным зданиям при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических и противопожарных требований к предприятиям питания с учетом действующих на момент проектирования нормативных документов: СанПиН, СНиП, МГСН (в том числе СНиП 2.08.02-89* и МГСН 3.01-96), а также нормативных правовых актов Московской городской администрации.
При этом должны сохраняться все функциональные параметры как самого предприятия, так и объекта, в который оно встраивается.
* 3.14. В жилых домах допускается размещать встроенные или пристроенные предприятия питания вместимостью не более 50 посадочных мест, с режимом функционирования до 23 часов и без оркестрового сопровождения, магазины кулинарии без технологических процессов торговой площадью не более 150 кв. м в соответствии с МГСН 3.01-96, а также кафетерии в составе предприятий торговли.
Не допускается размещать предприятия питания на придомовых территориях жилых зданий.
* 3.15. Предприятия питания допускается размещать в подземном пространстве при возможности подключения их инженерных систем к городским коммуникациям.
Требования к участку
3.19. Площади земельных участков при проектировании отдельно стоящих зданий общедоступных предприятий питания следует принимать по заданию на проектирование и АПЗ. Примерные удельные площади участка приведены в рекомендуемом приложении 4.
Эти территории должны учитываться в балансе микрорайона и муниципального района, как часть общественной территории.
* 3.20. На земельном участке следует предусмотреть четкое зонирование, с выделением: зоны для посетителей, при необходимости - с площадкой для сезонного размещения дополнительных столиков на открытом воздухе (п. 3.1); производственной зоны, куда могут входить - хозяйственный двор с подъездными путями для грузовых автомобилей, разгрузочная площадка, примыкающая к группе складских помещений, мусоросборник, площадка отдыха для персонала; стоянки для индивидуального автотранспорта.
3.21. Хозяйственную зону и разгрузочные площадки предприятий питания, размещаемых в жилых зданиях, следует располагать с той стороны жилого здания, где нет окон и входов в жилые помещения.
Расстояние от окон и дверей помещений предприятия питания до площадок с мусоросборником должно быть не менее 20 м. Линейные размеры площадок в плане должны со всех сторон на 1,5 м превышать площадь мусоросборника.
3.22. Расчетное количество машино-мест принимается по МГСН 1.01-99 с дифференциацией по типу и классу предприятия питания по табл. 2.
*3.22а Автомашины посетителей крупных предприятий общественного питания, в целях безопасности, должны находиться на охраняемых автостоянках, расположенных, как правило, на расстоянии не менее 50 м от окон обеденных залов. В центральных районах города с плотной застройкой допускается уменьшение расстояния. Размещение охраняемых автостоянок должно быть согласовано с Управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы.
При размещении крупных предприятий общественного питания и их комплексов на огражденной территории, въезд на нее должен быть оборудован устройствами, замедляющими скорость движения.
Таблица 2
Предприятия питания Количество мест в зале на 1 машино-место
люкс высший первый
Ресторан 6-7 8-9 10-12
Бары 9-10 11-12 0
Примечание: При размещении предприятия питания в Центральной планировочной зоне, а также для реконструируемых зданий, допускается сокращение расчетного количества машино-мест на 10 %.
Для кафе общегородского значения допускается предусматривать по одному машино-месту на каждые 11-12 мест в зале.
Допускается устройство встроенных автостоянок (без обслуживания автомобилей) с учетом требований МГСН 5.01-94*.
Необходимость площадки для стоянки автомобилей, мотоциклов и велосипедов, размещаемой вблизи других типов предприятий питания, определяется заданием на проектирование или проектом.
Площадка для стоянки автомобилей и мотоциклов должна располагаться не далее 200 м от здания.
* 3.23. На участке предприятия питания следует предусматривать проезды, пешеходные дорожки, искусственное освещение и озеленение.
Элементы участка должны быть доступны для инвалидов:
- открытые лестницы и пандусы на участке должны обеспечивать безопасность и удобство передвижения;
- ограждения, перила и приспособления, должны использоваться также для движения индивидуальных колясок;
- материалы покрытия и их фактура, применяемые на пути движения людей, должны предотвращать скольжение и т.п.
Функционально пространственные требования
* 3.26. Объемно-планировочные решения помещений должны предусматривать поточность технологического процесса, исключать встречные потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также исключить пересечение путей движения посетителей и персонала.
3.27. Для маломобильных посетителей, следует предусматривать (в соответствии с требованиями раздела 4 СНиП 2.08.02-89*) устройства и мероприятия для беспрепятственного доступа и удобного пользования помещениями этой категорией посетителей: пандусы или подъемники при входах в здание; надлежащие двери и тамбуры; устройства вертикального подъема в зданиях высотой более одного этажа (при отсутствии в них пассажирских лифтов); устройства и приспособления для инвалидов; необходимая информация.
3.28. Необходимость в пассажирских лифтах и других средствах вертикального транспорта, в том числе в автономных лифтах, при размещении предприятий питания на верхних этажах здания другого назначения, устанавливается заданием на проектирование или проектом.
Грузовые лифты должны предусматриваться при размещении производственной группы помещений в двух и более уровнях, в том числе - в подземном пространстве.
3.29. Помещения для посетителей подразделяются на две функциональные подгруппы: обеденный зал, в том числе с эстрадой, аванзалом и т. п. и вспомогательные помещения - вестибюль, гардероб, туалеты, помещения дополнительного обслуживания.
Помещения для изготовления кулинарной продукции подразделяются на три функциональные подгруппы: основные производственные помещения, складские помещения и служебно-бытовые помещения.
*3.29а. Помещения охраны, если они предусмотрены заданием на проектирование, следует размещать на первом этаже вблизи от главного входа. Стены, входные двери, оконные проемы этих помещений должны иметь 3-й класс защиты. Пульты управления систем видеонаблюдения, как правило, должны размещаться в специальных помещениях охраны. Эти помещения оборудуются средствами тревожной сигнализации, включающими в себя стационарные (и носимые) кнопки экстренного вызова нарядов милиции.
Если помещение охраны удалено от главного входа, то вблизи последнего должен размещаться пост охраны, оборудованный удароустойчивым или пулестойким остеклением.
На постах охраны, расположенных при входе в здание, предусматривается установка стационарных арочных металлодетекторов. Размещение стационарных металлодетекторов не должно препятствовать эвакуации людей из здания.
3.31. Проектирование предприятий питания, размещаемых в цокольных и подвальных этажах, следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89* и пункта 3.15 настоящих норм.
* 3.32. Этажность здания определяется градостроительными и функционально-технологическими требованиями. При этом должны соблюдаться условия табл. 3.
Таблица 3
Степень огнестойкости Наибольшее число этажей Площадь, кв. м, этажа между противопожарными стенами в здании
здания одноэтажном 2-5 этажном
I более 5 6000 5000
II более 5 6000 4000
III 5 3000 2000
IV 2 2000 1400
V 2 1000 800
Примечание: Параметры настоящей таблицы действуют до пересмотра главы СНиП 2.08.02-89*.
Высота размещения помещений предприятия питания в других зданиях ограничивается лишь техническими и технологическими возможностями.
* 3.33. Высота этажа предприятий питания (от пола до пола), за исключением высоты технического этажа, должна быть не менее 3,3 м.
Высота помещений для размещения производственных цехов в предприятиях питания принимается по технологическим требованиям, но не менее: 3,0 м - до 150 мест включительно, 3,3 м - 151-300 мест и 3,9 м - свыше 300 мест. В помещениях горячих цехов и моечных высота должна быть не менее смежных с ними обеденных залов.
* 3.35. На эксплуатируемых плоских кровлях, балконах, лоджиях и открытых лестничных маршах и площадках, а также у открытых приямков или перепаде отметок у площадок более 0,45 м должны быть предусмотрены мероприятия от случайного падения человека.
3.36. В залах, основных производственных и административных помещениях рекомендуется иметь естественное освещение (боковое, верхнее).
Помещения залов, производственные и административные помещения рекомендуется защищать планировочными и конструктивными мерами от прямых солнечных лучей.
Без естественного освещения допускается проектировать все помещения, указанные в (Приложение 4*) СНиП 2.08.02-89*.
Требования к инженерному обеспечению
*3.40. Предприятия питания должны быть оборудованы системами водоснабжения (хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего), канализации, вентиляции, отопления, электроосвещения, телефонной связи.
В соответствии с заданием на проектирование здания или группы помещений предприятий питания могут быть дополнительно оборудованных устройствами кондеционирования, системами проводного вещания и телевидения, в том числе местными, внутренней телефонной связью, установками звукофикации и усиления речи, установками сигнализации и оповещения об опасности (пожар, несанкционированное проникновение и т.п.), системами автоматизации и диспетчеризации инженерного оборудования, а также системами газоснабжения, мусороудаления и пылеуборки. В крупных предприятиях общественного питания дополнительно необходимо предусматривать технические средства контроля на входе, а также, в соответствии с РД 78.36.003-2002, систему видеонаблюдения за помещениями, периметром здания и прилегающей территорией, в том числе, за парковочными местами во встроенных наземных и подземных автостоянках. Места установки кнопок тревожной сигнализации должны согласовываться с Управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы.
Проектирование этих систем следует вести с учетом требований соответствующих нормативных документов в строительстве, действующих на территории Москвы.
Сигнал от систем охранной и тревожной сигнализации всего охраняемого объекта, или каждого в отдельности предприятия питания, должен выводиться на пункт централизованного наблюдения территориального подразделения вневедомственной охраны г. Москвы, а сигнал от систем автоматической пожарной защиты по радиоканалу на «службу 01».
3.42. Теплоснабжение предприятий общественного питания, в том числе встроенных или встроенно-пристроенных в здания различного назначения, может осуществляться:
- от внешних сетей;
- от собственных автономных источников.
3.43. При теплоснабжении от внешних сетей в зависимости от местных условий в предприятии общественного питания устраивается индивидуальный тепловой пункт (ИТП) или узел управления (УУ). В отдельных случаях возможно устройство общего для предприятия питания и здания в которое оно встроено (пристроено) ИТП или УУ с отдельными для предприятия питания счетчиками тепловой энергии и воды.
3.44. Системы отопления и вентиляции во встроенных, встроенно-пристроенных предприятиях питания к зданиям различного назначения должны проектироваться раздельными с системами этих зданий; возможно их присоединение к узлам управления этих зданий.
Предприятия питания встроенные или встроенно-пристроенные в жилые здания должны оборудоваться обособленной вентиляционной системой с выбросом выше конька жилого дома.
Вентиляционные короба, люки и другие технологические каналы в соответствии с РД 78.36.003-2002 (пункт 5.8) следует закрывать решетками.
3.45. Системы вытяжной вентиляции должны проектироваться самостоятельными для следующих групп помещений:
- помещения для посетителей (за исключением уборных и умывальных);
- горячих цехов и моечных;
- производственных (за исключением горячих цехов и моечных), складских (за исключением охлаждаемых камер: для хранения овощей и фруктов, мяса и рыбы, пищевых отходов) и административных помещений;
- уборных, умывальных и душевых;
- охлаждаемых камер для хранения овощей и фруктов, мяса и рыбы;
- охлаждаемых камер для хранения пищевых отходов.
Требования пожарной безопасности
3.68. Пожарная безопасность строительных конструкций и элементов зданий, планированных и инженерных решений и применяемых материалов должна соответствовать требованиям СНиП 21-01-97, настоящих норм и других документов, позволяющим эвакуировать людей из здания при пожарной опасности.
Для проверки обоснованности принимаемых оригинальных проектных решений, относительно пожарной безопасности, следует также пользоваться Приложением 2 ГОСТа 12.1.004-91.
Примечание: До пересмотра СНиП 2 08.02-89* продолжают действовать отдельные положения СНиП 2.01.02-85* на которых основаны требования СНиП 2.08.02-89* в части предприятий питания.
3.69. В зданиях предприятий I и II степени огнестойкости эвакуационная лестница с первого до второго или с цокольного до первого этажа может быть открытой и при отсутствии вестибюля.
Длину открытой лестницы (или пандуса) следует включать в расстояние от наиболее удаленной точки пола. где может находиться посетитель, до эвакуационного выхода наружу, но ее площадь не включается в площадь основных эвакуационных проходов.
3.70. В залах объемом до 5 тыс. куб. м наибольшее расстояние от любой точки, где может находиться посетитель, до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по табл. 6.
Таблица 6

Обеденные залы при площади каждого Степень огнестойкости здания Расстояние, м (не более)
основного прохода из расчета не менее 0,2 I, II 65
кв. м на каждого эвакуирующегося по нему III, IIIб, IV 45
человека IIIa, IVa, V 30
3.71. При расчете путей эвакуации посетителей допускается учитывать служебные лестничные клетки и выходы из здания, связанные с залом непосредственно или прямым проходом (коридором). При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых коридоров.
3.72. Устройство эвакуационных выходов через разгрузочные помещения не допускается.
3.73. Тип системы оповещения людей о пожаре в здании следует принимать по НПБ 104-03. Информационные знаки, а также знаки эвакуации из обеденных залов и других помещений следует проектировать с учетом требований НПБ 104-03 и ПУЭ.
Ссылка