Форум

Полная версия: Страхование в туристской деятельности (необходимость, содержание, виды и формы)
Вы просматриваете упрощенную версию. Смотреть полную версию с соответствующим форматированием.
Страхование в туристской деятельности

Необходимость страхования
Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в экстремальной ситуации: смена климата, химического состава воды, иной режим питания и множество других перемен автоматически влекут за собой определенную опасность.
По числу страховых случаев лидируют страны, куда чаще всего ездят граждане. Так, большинство страховых компаний признают Турцию бесспорным лидером по страховым случаям с нашими туристами. Самый распространенный диагноз - гастроэнтерит (воспалительный процесс желудочно-кишечного тракта). Под него обычно «списывают» многое: и пищевые отравления, и диарею, и дизентерию. Другой постоянный бич отдыхающих в Турции - это простуды в любых формах и проявлениях. И, наконец, травмы, наиболее распространенная причина которых - «русская удаль». В 45-градусную жару россияне катаются на парашютах, водных лыжах, запивая все эти «занятия спортом» алкогольными напитками. Результаты вполне естественны: переломы, вывихи, растяжения. Сотрудники туристических компаний отмечают, что в Турции возросло еще и число автомобильных аварий. Желая как следует отдохнуть, туристы редко задумываются о том, что, даже умея вполне прилично водить автомашину, не всегда можно справиться с ситуацией на турецких дорогах, где о правилах никто не вспоминает.
Египет. У туристского бизнеса этой страны своя специфика: здесь периодически происходят вспышки всевозможных инфекций. Однако рост заболеваемости на курортах, по мнению страховщиков, можно предотвратить, если бы фирмы обращали больше внимания на медицинские карты туристов, врачебный контроль за качеством продуктов, а также на прививки.
Испания и Кипр. Традиционно неблагополучны в медицинском плане и другие жаркие страны - Африка, ОАЭ, Таиланд (зимой). Эго объясняется просто: туристы часто не задумываются о том, что, приезжая из холодной страны, не стоит жариться на солнце по нескольку часов. Впрочем, то же относится к Турции. Например, шестидесятипятилетняя туристка из Тюмени получила инсульт в результате перегрева, а двухлетний мальчик, опять-таки из Сибири, скончался в результате перегрева и обезвоживания организма.
Меньший процент страховых случаев приносят европейские страны (Германия, Франция, Австрия и Швейцария). Страховщики объясняют это тем, что их посещает вполне определенный контингент - солидные люди, предпочитающие спокойный отдых, тогда как на юг чаще едут «оторваться на всю катушку». Такие туристы часто становятся объектом забот медиков. Только российские туристы решаются, не имея водительских прав, брать в аренду автомобиль.
За последний год появилось еще несколько негативных тенденций: во-первых, по всему свету начали активно разъезжать пожилые люди, имеющие целый «букет» хронических заболеваний. Они стремятся, как правило, именно в те страны, климат которых для них противопоказан. Многие старики ездят навестить своих детей, обосновавшихся на другом конце света, например в США или Израиле, а долгий перелет, смена часового пояса, климата, питания для пожилых людей бесследно не проходит.
Еще одна проблема - мода возить на отдых младенцев. Туристы все чаще берут на отдых детей двух - трех лет, а некоторые «прогрессивные» родители пытаются взять в поездку и грудничков, при этом не делая им необходимых прививок. Это возможно, когда путевки покупаются в отель категории пять звезд, где питание и условия проживания приемлемы для ребенка. Но в двух, трехзвездочном пансионе условия могут совершенно не подходить для малыша. Нередко проблемы страховщиков связаны с непрофессионализмом сопровождающих группу. К сожалению, до сих пор нередко приходится сталкиваться с туристскими агентствами, которые рассматривают «страховку» как дополнительную нагрузку. Сотрудники таких агентств часто не подозревают, как много они теряют в глазах клиентов, когда недооценивают значимость умения правильно продавать страховые услуги. Более того, продавая своим клиентам полис неблагополучной страховой компании, фирма может поставить свое финансовое благополучие в зависимость от случая. Тогда как осознанное отношение к страхованию и выбору страховщика, безусловно, прибавит баллы туристской фирме и сохранит денежные средства в ее бюджете.

Виды страхования в туризме
Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:
1. страхование туриста и его имущества;
2. страхование рисков туристских фирм; страхование туристов в зарубежных поездках;
3. страхование иностранных туристов;
4. страхование гражданской ответственности;
5. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
6. страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских расходов.

Страхование бывает добровольным и обязательным.
К числу обязательных видов страхования относятся:
1. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Страхованием гражданской ответственности пользуются туристы, путешествующие на личных автомобилях, мотоциклах или других транспортных средствах, являющихся источниками повышенной опасности. Этот вид страхования применяется также в случае, когда объектом страхования является ответственность страхователя перед третьими лицами. Данное страхование в большинстве стран является обязательным.
2. Страхование транспортных путешествий.
3. Страхование ответственности туроператора.
Остальные виды страхования туристов являются добровольными.

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:
1. оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;
2. транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;
3. эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;
4. внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;
5. предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;
6. консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);
7. оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;
8. репатриация останков туриста;
9. оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

Существуют две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное.
Первая форма предусматривает оплату всех медицинских расходов самим туристом с последующей их компенсацией привозвращении в Россию. Это крайне неудобно, ибо туристу следует иметь при себе значительную сумму «неприкосновенного запаса» на случай болезни или несчастья.
При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь.

Страхование ответственности туроператоров
С 01 июня 2007 года вступили в силу изменения к закону о туристской деятельности, обязывающие туристических операторов приобретать финансовое обеспечение в виде страхования ответственности или банковской гарантии.
Страховые компании осуществляют данный вид страхования в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24.11.1996г. (с изменениями и дополнениями), на основании «Правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта» и в соответствии с Лицензией Федеральной службы страхового надзора.
Страхователь – лицо, осуществляющее туроператорскую деятельность (туроператор).
Выгодоприобретатель – турист или иной заказчик туристического продукта, в т.ч. законный представитель несовершеннолетнего туриста, заключивший со Страхователем договор о реализации туристического продукта, и в пользу которого заключен договор страхования.
Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, связанные с риском возникновения его ответственности перед Выгодоприобретателем, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта.
Страховые риски:
Причинение убытков, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Страхователем обязательств по договору о реализации туристического продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.
Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) заказчика туристского продукта такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
К существенным нарушениям Страхователем договора о реализации туристского продукта относятся:
неисполнение обязательств по оказанию Выгодоприобретателю входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению;
наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований законодательства к качеству и безопасности туристского продукта.
Страховая сумма определяется по соглашению Страхователя и Страховщика, но не может быть менее размера финансового обеспечения, предусмотренного законодательством РФ.
для туроператоров, занимающихся международным туризмом – 5 миллионов рублей (с 1 июня 2008 года - 10 миллионов рублей),
для туроператоров в сфере внутреннего туризма – 500 тысяч рублей.
Срок страхования: не менее 1 года.
Страховые тарифы определяются исходя из:
- сроков осуществления Страхователем туроператорской деятельности и ее объемов;
- направлений (стран), с которыми работает туроператор;
- наличия в прошлые годы претензий туристов или иных заказчиков по заключенным с ними договорам;
- деловой репутации;
- срока страхования;
- и других факторов, влияющих на вероятность наступления страхового случая.
Базовая тарифная ставка - 0,95% от страховой суммы.
Страховое возмещение включает в себя: (в зависимости от характера понесенного реального ущерба)
- сумму денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристического продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные Страхователем или третьими лицами, на которых Страхователем было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта;
- сумму денежных средств, причитающихся Выгодоприобретателю в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Страхователем обязательств по договору о реализации туристского продукта, в т.ч. денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных Выгодоприобретателем в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).
Под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации.
В состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.
Страховым случаем является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования.
Годовая страховая премия в начале составляла:
для туроператоров, занимающихся международным туризмом – 47,5 тысяч рублей,
для туроператоров в сфере внутреннего туризма – 4 750 рублей в год.
Позднее суммы были увеличены.
Ссылка