Форум

Полная версия: Правовое регулирование культуры. (Основные направления государственной политики.)
Вы просматриваете упрощенную версию. Смотреть полную версию с соответствующим форматированием.
Основные направления государственной политики в области культуры.Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации согласованы Правительством РФ от 01.06.2006.
1. Сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения. В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения. Для реализации этого направления необходимо разработать номенклатуру государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем: создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы); технического переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения; совершенствования системы материального стимулирования специалистов. Необходимо совершенствовать качество оказания услуг в области культуры и расширять круг их предоставления путем: разработки стандартов и критериев оценки качества оказания услуг в области культуры; обеспечения равных условий доступа различных групп граждан к услугам в области культуры, в том числе малообеспеченных групп населения России и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке; представления всеми бюджетными организациями регулярных докладов о целях и результатах деятельности главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, что позволит обеспечить эффективное использование финансовых средств и контроль за качеством оказания услуг; совершенствования методов планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности; разработки мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли, что позволит расширить спектр и улучшить качество оказания услуг в области культуры, ускорить внедрение инновационных методов работы; модернизации системы повышения квалификации специалистов, в том числе путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты и разработки стандартов требований к персоналу. Предусматривается создание условий для доступа населения к информации путем совершенствования библиотечного обслуживания.

2. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России.
Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов России обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов Музейного и Архивного фондов Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.
Для сохранения и охраны объектов культурного наследия прежде всего необходимо:
совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности; урегулировать правовое положение особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
урегулировать отношения, связанные с культурным наследием, предусмотрев специальный режим его правового регулирования; провести общероссийский мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также их инвентаризацию, уточнение пообъектного состава и прав собственности. Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации. Условием сохранения культурного наследия является модернизация архивного дела. В целях сохранения государственной части Музейного фонда Российской Федерации необходимо создать единую федеральную базу данных о музейных предметах и коллекциях, что позволит осуществлять эффективный контроль за их учетом и хранением, расширит условия доступа граждан к культурным ценностям, создаст благоприятные условия для научного использования.
Для улучшения условий деятельности музеев, архивов, сохранения и популяризации памятников истории и архитектуры необходимо осуществить компьютеризацию, перевод на электронные носители музейных и архивных фондов, разработку и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций.

3. Совершенствование отечественной системы художественного образования и науки.

Актуальность совершенствования отечественной системы художественного образования обусловлена необходимостью восполнения кадрового потенциала отрасли. Поскольку сегодня в сфере культуры средний возраст работников составляет 40 лет, количество специалистов с высшим специальным образованием составляет около 50 процентов. Наблюдается отток из детских музыкальных школ и школ искусств детей из малообеспеченных семей по причине высокой оплаты за обучение.
В целях восполнения кадрового потенциала отрасли необходимо обеспечить совершенствование отечественной системы профессионального художественного образования, предполагающее непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, где обучение начинается с раннего возраста. Целью художественного образования является формирование и развитие эстетических потребностей населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства.
Сохранение традиций преемственности процесса художественного образования необходимо осуществлять путем закрепления за Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации права на участие в выработке государственной политики в сфере художественного образования Российской Федерации, на методическое обеспечение системы художественного образования.

4. Дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом

Реализация дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации. В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом. Действенным механизмом культурного влияния должно стать международное телерадиовещание как инструмент внешней государственной политики, обеспечивающий информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры. В связи с этим перспективными направлениями являются: сотрудничество с государствами СНГ в целях поддержки соотечественников за рубежом. Стратегическое направление этого сотрудничества - сохранение единого культурного и информационного пространства СНГ, сохранение и укрепление информационного присутствия России на пространстве СНГ и стран Балтии. Особое внимание необходимо сосредоточить на поддержке русских театров, других видов творческой деятельности на русском языке; осуществление деятельности (в свете подписанного Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ, а также в развитие Декларации о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ) по созданию таких новых институтов многостороннего взаимодействия в гуманитарной сфере, как учреждение Совета по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ, проведение на постоянной основе форума творческой интеллигенции государств - участников СНГ; взаимодействие с Европейским союзом и Советом Европы. Основой сотрудничества станет реализация четвертой "дорожной карты" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, создание Постоянного совета партнерства Россия - ЕС в области культуры, а также работа в рамках проекта "Создание культурного капитала";развитие и использование современных информационных технологий для дальнейшей интеграции культурных связей и формирования позитивного образа России за рубежом; сотрудничество с такими авторитетными международными организациями, как ЮНЕСКО, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, АРС-Балтика, участие в работе Конференции министров культуры стран региона Баренцева моря, Конференции министров культуры стран региона Балтийского моря, в программе "Северное измерение", а также в деятельности Аудиовизуальной обсерватории и Всемирной сети по культурному наследию; участие в формировании стратегии построения в России информационного общества; сотрудничество в рамках Форума славянских культур по вопросам пропаганды российской культуры, сохранения материального и нематериального культурного наследия, сохранения культурного многообразия.
- Таким образом, основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года являются: сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России; сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России; совершенствование отечественной системы художественного образования и науки; дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом. Реализация основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в России на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективной интеграции отрасли в процесс повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Ссылка