Форум

Полная версия: Порядок регистрации (юридические лица и индивидуальные предприниматели)
Вы просматриваете упрощенную версию. Смотреть полную версию с соответствующим форматированием.
Юридические лица

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Учредителями юридического лица могут выступать как физические, так и юридические лица. В названии юридического лица и при создании фирменной символики может использоваться любое наименование, кроме приставок «рос» и «мос»., а также слов Россия, Москва, и производных от них.

Уставный капитал регистрируемого юридического лица оплачивается либо денежными средствами, либо имущественными вкладами. В случае, когда стоимость имущественного вклада превышает 20.000 рублей, необходимо провести оценку данного имущества независимыми оценщиками.

Юридические лица подлежат государственной регистрации.

За государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей (в соответствии с Федеральным законом 21.03.2002 № 31-ФЗ) и вносится на код бюджетной классификации 1400104.
Порядок государственной регистрации юридических лиц закреплен в ст. 8 Закона.

"Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности".

Согласно ст. 53 ГК РФ "Органы юридического лица" под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Состав и порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, и исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК РФ).

В Гражданском кодексе применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организации. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого обязательно для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов кооператива или, соответственно, числом акционеров общества более 50 (ст. 103, 110 ГК РФ). Совет директоров, наблюдательный совет решают вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляют контроль за деятельностью исполнительного органа.

Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.

Место нахождения юридического лица имеет значение для определения правоспособности юридического лица, места исполнения обязательств, места заключения договора, права, подлежащего применению к внешнеэкономическим сделкам, подсудности споров, по которым оно выступает в качестве ответчика, для решения вопросов, связанных с уплатой налогов и сборов. Наряду с фирменным наименованием, место нахождения служит средством индивидуализации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ "Наименование и место нахождения юридического лица" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Порядок регистрации юридических лиц предусматривает, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Местонахождение постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Дублируют общие положения также правила представления документов в регистрирующий орган и срок, в течение которого государственная регистрация должна быть осуществлена.

Порядок регистрации юридических лиц требует, чтобы документы заявителем были представлены одним из следующих способов:

1) непосредственным представлением;

2) почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;

3) иными способами, определенными Правительством РФ.

А государственная регистрация должна быть осуществлена в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Индивидуальные предприниматели

В настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций.

В Москве регистрация всех индивидуальных предпринимателей (независимо от того, к какой территориальной налоговой относиться адрес по прописке) осуществляется Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 46 (расположена по адресу: Москва, Походный проезд, владение 3).

Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней.
На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ от 21.04.2006 N ШТ-6-09/432@ «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.

Перечень документов, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:
- подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (подпись заявителя заверяется у нотариуса);
- копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы - простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо - нотариально заверенная копия);
- документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

Иностранные граждане и лица без гражданства дополнительно представляют:
- нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык;
- нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать на территории РФ.

В случае, если в представленных документах с связи с плохим техническим исполнением нечетко прописана информация о месте регистрации (например, слишком бледный штамп, не позволяющий определить город), в регистрирующий орган дополнительно представляется справка о месте регистрации. Это может быть выписка из домовой книги.

До настоящего времени было два способа регистрации индивидуального предпринимателя:

- Индивидуальный предприниматель лично (или его представитель по доверенности) приходит в регистрирующий орган с полным комплектом документов. При приеме ему выдается расписка в получении и назначается день выдачи. Строго в назначенный день следует прийти и получить документы. В противном случае, зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя;

- Полный комплект документов отправляется по почте ценным письмом с описью вложения на адрес регистрирующего органа. Зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя.

В октябре 2007 года ФНС РФ изменила порядок регистрации ИП. Теперь получить документы непосредственно у регистратора (в Москве - ИФНС №46) можно только при личном присутствии гражданина, изъявившего желание стать индивидуальным предпринимателем, во время подачи документов на регистрацию. Во всех остальных случаях документы будут высланы по почте.

Учитывая качество и сроки доставки корреспонденции в РФ, а также участившиеся случаи опечаток и ошибок, допускаемых сотрудниками налогового ведомства, не рекомендуется без особой необходимости отправлять документы по почте.

По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- Документ о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) - Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);
- Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Оригиналы этих документов необходимо хранить у себя. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.

Ссылка