Ответить 
Проблемы в практике страхования ответственности туроператора (по редакции ФЗ 2012 г)
05-13-2013, 04:56 AM
Сообщение: #1
Проблемы в практике страхования ответственности туроператора (по редакции ФЗ 2012 г)
Ранее на форуме выкладывалось рассмотрение проблем в практике страхования туроператора, однако в силу внесения изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" имеет смысл проанализировать нынешние условия страхования.
Материал подготовлен на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ и вступивших в силу с 01.11.2012.

Ниже будут описаны основные изменения, внесенные в ФЗ, и комментарий по нюансам их реализации на практике.

Во-первых, в ФЗ внесено понятие "экстренной помощи". По всей видимости, это вызвано рядом банкротств туроператоров в 2011-2012 годах и сложностю положения, в которое попадали в связи с этим туристы за рубежом. Также делается уточнение относительно полноты информирования туристов.

Дополнение абзацем статьи 1:
экстренная помощь - действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также уточнения по оказанию экстренной помощи присутствуют в абз 6 статьи 4 (она приравнивается к обеспечению безопасности), абз 5 часть 7 ст 9 (уточняется порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае оказания экстренной помощи)
В абз 2 часть 6 ст 10 ранее было указано, что турист вправе требовать компенсации в случае ухудшения условий путешествия, указанных в договоре И путевке; ныне достаточным основанием служат [undefined=undefined]только[/undefined] условия, указанные в договоре.
Дополнение ст 10.1, часть 3, обязует, при реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно делать указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения).

Во-вторых, регламентируются финансовые гарантии. Это происходит за счет формирования объединений туроператоров, которые обязаны формировать компенсационные фонды (об этом ниже).

В части 9 статьи 4.1 - для подтверждения сведений, указанных в заявлении туроператора и подлежащих внесению в реестр, в случае осуществления деятельности в сфере туризма, теперь предоставляется документ, подтверждающий уплату взноса в компенсационный фонд.
В абз 5 ст 6 – обеспечение экстренной помощи за счет компенсационного фонда.
Часть 8 ст 10 – при заключении договора турист информируется о возможности получения экстренной помощи от объединения туроператоров (то есть образованного ими компенсационного фонда) + информация об объединении, контактная информация и тд
В ст 11 указано то, что туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны быть членами объединения и вносить проценты в фонд. И пока это не подтверждено в реестре, деятельность осуществлять не имеет права.
В ст 11 регламентируется все, касающееся объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Обязательное членство юр.лиц, открытость для вступления, уплата взносов в фонд как обязательное условие, размещение в интернете новой информации о членах не позднее одного дня, ежегодные аудиторские проверки членов и тд. А также функции объединения (взносы в фонд и выплаты из него), образование имущества объединения и прочее.
Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тысяч рублей.

В-третьих, дополнены отношения страховщика и туроператора.

В ст 17.6 часть 7 "Страховщик имеет право предъявлять регрессное требование к учредителям (участникам) должника, его руководителю, членам органов управления туроператора в размере выплаченного страхового возмещения в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение таким туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано умышленными противоправными действиями (бездействием) соответственно учредителей (участников) должника, его руководителя, членов органов управления туроператора."

Правда, доказать умысел в действиях руководства турфирмы — дело сложное, еще труднее что-то взыскать. Гарант страхует ответственность юридического лица, а умышленные мошеннические действия можно инкриминировать только физическим лицам — руководителям или учредителям предприятия. Это лишь одно из массы противоречий, которые могут возникнуть. Другой нюанс: крупные страховые компании, заинтересованные в уголовном преследовании руководителей турфирм, вполне смогут мотивировать на это правоохранительные органы. То есть возникнут новые предпосылки для коррупции.
Не исключено, что туроператоров будут активно страховать небольшие малоизвестные компании, готовые при разорении клиента тоже оперативно «обанкротиться». Или же сами туроператоры начнут занижать свои официальные финансовые показатели, чтобы получить приемлемые цены на гарантии. Страховщикам будет крайне сложно оценить реальные риски на основании данных из отчетности туроператоров. Но крайними-то окажутся, как обычно, клиенты. При банкротстве очередных турфирм финансовых гарантий будет недостаточно на выплату компенсаций пострадавшим.
____________

Главная цель законодательной реформы — оптимизация системы финансовых гарантий туроператоров.
Ранее схема была простой, но неэффективной: в случаях неисполнения турфирмой обязательств клиент обращался в суд и предъявлял претензию турагенту, с которым у него был заключен договор. Турагент, в свою очередь, привлекал туроператора в качестве соответчика. Если суд признавал, что действия туроператора были неправильными, выносилось судебное решение, в соответствии с которым туроператор возвращал турагенту стоимость непредоставленных услуг. Если туроператор доказывал свою правоту, турагент компенсировал туристу стоимость несостоявшегося отдыха. В ряде случаев дело, если наличествовала доказательная база, выигрывалось туристами, и деньги выплачивались. Однако большинство таких решений, вступивших в законную силу, не исполнялось, поскольку очень часто маленькие компании не имели средств, чтобы возместить ущерб.
Кроме того, туркомпании могли увиливать от ответственности за отсутствием доказательной базы: часто на руках у клиентов не было турпутевок, легальных, безналичных переводов денег в авиакомпании, договоров с принимающей стороной.


Анализ статистики крупных потребительских конфликтов, произошедших за пять лет, позволяет сделать вывод, что в большинстве своем участниками этих конфликтов являются крупные туроператоры. Чем крупнее туроператор, чем больше у него оборот, тем больше вероятность наступления внештатных ситуаций. Когда приобретен большой блок мест и начался сезон, а расчеты оказались неверными (например, спрос оказался ниже), туроператоры начинают гореть на этих блоках, и, как следствие, возникают риски. Конечно, многие туроператоры работают по безрисковым схемам, чартерных программ не организуют, блоков, мест в гостиницах не выкупают, а работают под заказ с индивидуальными туристами. В этом случае риски действительно минимальные, потому что с каждым туристом заключается конкретно сделка. Но именно рисковые схемы позволяют сделать туризм массовым и доступным. Отказ от них означает отказ от массового туризма как такового.
Вместе с тем случаев, когда не хватило средств, немного — это банкротства компаний «Капитал тур», „Ланта тур“ и „Детур“. Во всех остальных случаях денег хватало, поэтому о многих других банкротствах никто не вспоминает. В перечисленных трех случаях люди не получили свои деньги в связи с тем, что-либо не хватило финансовых гарантий, как в случаях с компаниями „Детур“ и „Ланта тур“, либо оказалась финансово несостоятельной страховая компания „ИнноГарант“ — случай с компанией „Капитал тур“.
Суммы финансовых гарантий, как и прежде, дифференцированы пропорционально масштабам и видам деятельности. Однако шкала финансовых гарантий претерпела серьезные изменения. Для туроператоров, годовой оборот которых не превышает 250 млн руб., размер финансовых гарантий составил 30 млн руб. Обороты свыше 250 млн руб. оценены в 12% объема реализации. Для въездного туризма финансовые гарантии снижены до 500 тыс. руб.
Таким образом, для туроператоров, имеющих относительно небольшие обороты, коих большинство, произошло ощутимое снижение гарантийного бремени — в два раза. По мнению многих экспертов, уменьшение размера финансового обеспечения для подавляющего числа туроператоров негативно отразится на защите интересов российских туристов при наступлении страховых случаев. Такой вывод позволяют сделать элементарные расчеты финансового обеспечения, установленного Федеральным законом N 132-ФЗ. К примеру, для туроператоров с объемом денежных средств от реализации туристского продукта в размере от 100 до 250 млн руб. страховая сумма уменьшится на 30 млн руб., от 250 до 300 млн руб. — на 24 млн руб., от 300 до 800 млн руб. — от 64 до 4 млн руб.
Только для туроператоров с объемом средств от продаж более 900 млн руб. (а таких на рынке меньше десяти) страховые суммы начнут увеличиваться. Например:
— 900 млн руб. — на 8 млн руб. и достигнут 108 млн руб.;
— 1 млрд руб. — на 20 млн руб. и составят 120 млн руб.
И лишь при объеме до 100 млн руб. страховая сумма останется прежней — 30 млн руб.

Наиболее проблематичным с точки зрения кризисных ситуаций является выездной туризм. Но здесь есть нюансы. Мелкие туроператоры, которые составляют на рынке большинство, будут платить страховым компаниям меньше, чем сейчас. Так, если у туроператора годовой оборот 60 млн руб., раньше он должен был оформить гарантию на 30 млн руб. и страховщик взял бы с него 0,5% этой суммы, то есть 150 тыс. руб. По новой системе финансового обеспечения гарантия для этого туроператора составит 30% оборота, то есть 18 млн руб. И если страховая компания применит ту же ставку (0,5%), то обеспечение профессиональной ответственности обойдется туроператору уже не в 150 тыс. руб., а в 90 тыс. руб. Но он должен будет еще перечислить 0,1% оборота (то есть 60 тыс. руб.) в федеральный компенсационный фонд. То есть в сумме все выплаты вроде бы составят те же 150 тыс. руб. Уточним, что минимальная сумма платежа в компенсационный фонд — 100 тыс. руб.
С крупными туроператорами ситуация иная. Если подсчитать, финансовая нагрузка на них окажется меньше, чем ранее. К примеру, «Ланта-тур вояж» за 2010 г. показала оборот в 3 млрд руб. То есть по новой системе она должна была бы оформить договор страхования ответственности не на 100 млн руб., а на 360 млн руб. (по ставке 12%). Пострадавшим клиентам этой суммы хватило бы. Но какой страховщик возьмет на себя такие риски? А ведь „Ланта-тур вояж“ отнюдь не лидер рынка. На самых массовых направлениях компания не оперировала. У туроператоров первой пятерки масштабы бизнеса в разы больше. Например, кто решится страховать „Пегас Туристик“ и других туроператоров, чьи результаты финансовой деятельности за год превышают 2 — 3 млрд руб., по новой шкале финансовых гарантий при объемах на 12% оборота? Таких немного, но именно они составляют „ядро“ туррынка. Заплатить по тарифам компании-лидеры будут в состоянии, но велик риск, что страховщики откажутся от таких громадных рисков, и ситуация окажется сложной.

Очевидно, что механизм финансовых гарантий не может гарантировать отсутствие банкротств на рынке, но он должен обеспечить защиту потребителя в случае банкротства или любой другой чрезвычайной ситуации. Здесь есть две основные составляющие.
Первая связана с механизмом защиты прав туристов, которые еще не улетели и в случае банкротства туроператора находятся в стране. Эту проблему как раз и решает механизм страхования ответственности туроператоров, который сегодня действует достаточно успешно. Поиски оптимизации этого механизма лежат в плоскости привязки финансового обеспечения туроператоров к реальным оборотам.
И вторая проблема: турист находится за рубежом, а у туроператора нет денег, чтобы вернуть его домой. Здесь изменить ситуацию к лучшему могут лишь компенсационные фонды, формируемые за счет средств туроператоров.

Изначально предполагалось, что компенсационный фонд будет создан в рамках саморегулируемой организации (СРО). По мнению многих экспертов, именно СРО должны сформировать компенсационный фонд, который можно было бы расходовать на то, чтобы решать проблемы тех людей, которые оказались за границей в финансово беспомощном состоянии.
Законом определены два направления расходования средств компенсационного фонда:
— на выплату туристу или иному заказчику туристского продукта страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или денежной суммы по банковской гарантии в случае, если общий размер денежных средств по требованиям туристов или иных заказчиков туристского продукта о выплате страхового возмещения или уплате денежной суммы по банковской гарантии превысил сумму финансового обеспечения туроператора — члена саморегулируемой организации туроператоров;
— на оказание неотложной помощи туристам, выехавшим в страну временного пребывания по договорам о реализации туристского продукта, заключенным между туристом или иным заказчиком туристского продукта и туроператором — членом СРО, в случае приостановления или прекращения им осуществления туристской деятельности.
То есть на экстренную помощь туристам эти средства можно будет направить только в случае прекращения деятельности члена СРО, а на возмещение туристам — только если не хватит собственной страховки члена СРО.
Никакой компенсации со стороны страховщиков израсходованных СРО средств компенсационного фонда ни Федеральный закон N 315-ФЗ, ни Федеральный закон N 132-ФЗ не предусматривают. Компенсационный фонд страховщиками не страхуется. В случае его расходования скидываться для пополнения фонда до предусмотренного законом размера придется самим членам СРО.

Ключевыми предпосылками для создания [undefined=undefined]государственного фонда защиты прав туристов[/undefined] в России являются:
— отсутствие механизмов возмещения средств туристам для обеспечения продолжения отдыха (при необходимости возвращение на родину), гарантий от третьих лиц, страховщика или государства в случае неплатежеспособности (банкротства) туроператора и нахождения туристов за рубежом;
— фонд — некоммерческая структура взаимного страхования (страховые компании работают за прибыль, государство — нет);
— профессиональная обработка претензий;
— полный контроль со стороны государства;
— 100%-ная защита туристов;
— единый проект всего туристского бизнеса — значительные резервы при сокращении стоимости платежей (средства находятся в общем фонде, основанном на взаимной ответственности);
— целевое расходование и сохранение финансовых средств;
— нейтральная политика принятия новых членов: условия равны для всех;
— повышение доверия к государству и туристскому бизнесу;
— возможность межведомственного взаимодействия МИД, Ростуризма, МЧС и других структур;
— возможность сотрудничества по вопросу защиты прав туристов за рубежом с другими государствами и фондами защиты прав туристов.
Между тем идея создания компенсационного фонда поддержки туристов в нашей стране встречена неоднозначно, а механизм и сама возможность ее реализации вызывают у туристской общественности скептическую реакцию. Назовем наиболее спорные моменты рассматриваемого вопроса.

Размер фонда. Согласно Закону ежегодно туроператоры обязаны производить отчисления в размере 0,1% годового оборота (но не менее 100 тыс. руб.) плюс 0,05% той же величины на содержание аппарата фонда. С учетом того что членство в фонде обязательно для всех туроператоров, и согласно реестру Ростуризма 2213 туроператоров организуют путешествия за рубеж, минимальный размер фонда составит более 221 млн руб. Если за год не случилось чрезвычайных происшествий, фонд остается неприкосновенным. Если средства фонда потрачены, согласно Закону их должны вернуть страховщики за счет финансовых гарантий обанкротившегося туроператора. На следующий год туроператоры снова должны внести деньги. Законом оговаривается, что снижать взносы можно только спустя 3,5 года после вступления законопроекта в силу. Если тренд рынка будет положительным, за это время размер фонда достигнет нескольких миллиардов рублей. Кроме того, утверждено, что деятельность фонда не облагается налогом. Многих беспокоит тот факт, что в такой денежной массе возможна масса злоупотреблений. Ну, например, туроператор в сговоре с отельером может не оплатить проживание туристов с целью получения денег из фонда.
Вместе с тем если тренд рынка будет отрицательным, то, напротив, средств фонда может не хватить. Очевидно, что нюансы сбалансированности доходов и расходов фонда будут регулироваться ведомственными актами. Будут разработаны положения формирования и пользования компенсационным фондом, назначены ответственные лица.

Кто и как будет управлять фондом? Пока неясно, кто будет контролировать правильность отчислений, где будут храниться деньги и каков порядок использования этих средств. В Законе сказано: порядок создания и деятельности некоммерческой организации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма» (которая формирует фонд) устанавливается в соответствии с законодательством, предусмотренным в отношении ассоциаций (союзов) на основании решения Правительства РФ. Вероятнее всего, будет создана структура „с нуля“, а не при каком-либо действующем профессиональном альянсе. По мнению многих туроператоров, никто из госслужащих не сможет оперативно действовать при возникновении реальных кризисных ситуаций по причине недостатка компетенции. Однако фонд могут возглавить представители Ростуризма, которые много лет решают отраслевые проблемы, в том числе оказания экстренной помощи туристам.

Кем и как будут приниматься «экстренные» решения о помощи? Многие эксперты считают, что единый фонд на 2500 с лишним туроператоров со всей России окажется неуправляемым. Например, жители Хабаровска поехали отдыхать в Китай. Там их не размещают в отеле, и они звонят в Москву, в аппарат фонда, с просьбой оперативно решить проблему. Задача — выяснить, что происходит с туроператором в Хабаровске (а там ночь), какова реальная ситуация с туристами, правомерны ли их требования, есть ли основания для выплаты. А таких обращений — масса, туристы звонят из разных стран мира, жалуются на туроператоров, которые разбросаны по всей России. Очевидно, что по каждой из таких ситуаций должен быть выработан регламент действий.

В случае возникновения проблем за границей турист сможет получить помощь, оплаченную из фонда, что не помешает ему обратиться к страховщику за компенсациями по финансовым гарантиям. Согласно Федеральному закону N 132-ФЗ экстренная помощь — это действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма. При этом турист — это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания… без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до шести месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Получается, что экстренная помощь, финансируемая туроператорами, касается не только туристов, забронировавших у них тур, а любого «дикаря», отдыхающего самостоятельно и даже без страховки. Законодатели утверждают, что будут внесены поправки, согласно которым воспользоваться механизмом экстренной помощи сможет только турист, приобретший турпакет у туроператора, и только в том случае, если попал в затруднительное положение в связи с его неплатежеспособностью. Более того, помощь не будет распространяться на тех, кто, скажем, купил у туроператора только авиабилет. Эти и другие моменты будут впоследствии детализированы в положении, утверждаемом Правительством. Что касается „двойной“ компенсации туристам — из фонда, а затем от страховщика по финансовым гарантиям, в последнем случае он может рассчитывать только на выплату за недополученные услуги (недоотдохнул, не тем классом летел в самолете и т.д.).

Размытость понятия «случай экстренной помощи». Пока не утвержден список случаев принятия экстренных решений о помощи туристам за счет средств фонда. Ясно одно: фонд не предусматривает оплату помощи при „форс-мажорах“ — стихийные бедствия, политические волнения в стране пребывания и т.п. В этом случае будут задействованы средства федерального бюджета страны. Очевидно, что по каждой ситуации должен быть выработан регламент действий. Эти и другие вопросы будут рассматриваться на заседаниях правительственной комиссии.

Сроки предоставления экстренной помощи. Сегодня взят за основу «итальянский» вариант: 72 часа от получения сигнала до поступления средств. Этого достаточно, чтобы получить из отелей и от туроператоров подтверждение о проблемах и принять меры по их урегулированию. Законодатели рассчитывают на то, что отельеры быстро привыкнут к гарантированному получению денег в любом случае. Ведь не выселяют же они европейских туристов — клиентов банкротящегося туроператора. Насколько приживется итальянская практика в России, покажет время.
Критикуя идею создания «некоммерческого фонда экстренной помощи туристам», представители туристской общественности обращают внимание на „сырость“ нововведения. Конечно, создание механизма экстренной помощи российским туристам, которые оказались за рубежом в момент краха отправляющего туроператора, — задача не из простых. Ее решение требует времени и больших коллективных усилий. Надо не просто узаконить единый федеральный фонд, из которого и финансировать размещение пострадавших клиентов за рубежом и при необходимости — их вывоз на родину, а создать реально работающий механизм, сформулировать схемы взаимодействия между этой новой структурой, государством и бизнесом во всех возможных кризисных ситуациях.
Искать все сообщения участника
Цитировать это сообщение в ответе
Ответить 


Возможно похожие темы...
Тема: Автор Ответов: Просмотров: Последнее
  План занятий 2012/2013 год (3-й курс ФИПП д/о СКСиТ РГГУ) AdvoCat 2 20 628 09-24-2012 12:34 AM
Последнее: AdvoCat
  Виды страхования в туризме (классификация) PPDaria 0 10 799 04-17-2012 10:24 AM
Последнее: PPDaria
  Ответственность туроператора (за комплекс услуг, указанных в туре) Юлия_М 0 9 151 04-16-2012 09:05 PM
Последнее: Russel

Быстрый переход:


Просматривают: Гости: 1